Писатель, музыкант, учёный, общественный деятель, не чуждый и опытным наукам (он неплохо знал математику, физику, химию, физиологию), внимательно изучал психологию – Владимир Одоевский в 20-40-е гг. XIX в. находился в самом центре литературной и культурной жизни России. Дружеские чувства испытывали к нему Грибоедов и Гоголь, Кюхельбекер и Веневитинов, с интересом и сочувствием относился к его творчеству Пушкин, тесные отношения связывали его с Лермонтовым.
Жизнь Одоевского богата не столько внешними событиями, сколько постоянными трудами и размышлениями. Владимир Фёдорович Одоевский родился в Москве 30 июля 1803 г. (по другим данным – 1804 г.). Его мать Екатерина Алексеевна, женщина весьма живого и самобытного ума, была из крепостных, зато отец, князь Фёдор Сергеевич, вёл свою родословную от легендарного варяга Рюрика.
Образование он получил в Московском университетском пансионе (1816-1822 гг.), где имя Одоевского значилось на почётной доске пансиона среди имён лучших воспитанников – В. А. Жуковского, А. И. Тургенева и др.
С 1823 г. Одоевский постоянно посещает литературный кружок С. Е. Раича, и в том же году, вместе с Д. В. Веневитиновым, он становится во главе философского кружка «Общества любомудрия». Декабрьские события 1825 г. составили важную веху в жизни Одоевского и его друзей-любомудров – положили конец существованию их кружка и во многом определили их дальнейшие воззрения и характер общественной и литературной деятельности.
В 1826 г. Одоевский переезжает из Москвы в Петербург, женится, поступает на службу в Министерство внутренних дел, где работает в Комитете иностранной цензуры. С тех пор и на многие годы вперёд – его дом становится тем местом, в котором сходилось и сближалось всё интересное и талантливое петербургского общества.
За время своей петербургской жизни, вплоть до переезда в Москву в 1862 г., Одоевский занимал должности помощника директора Публичной библиотеки и директора Румянцевского музея, участвовал в создании Русского музыкального общества и Московской консерватории, издавал совместно с А. П. Заболоцким (с 1843 г.) журнал для народного чтения «Сельское чтение».
Важными общественными трудами и начинаниями занят был Одоевский до самой смерти. В последние годы жизни – он умер 27 февраля 1869 г. – он изучает стенографию, дело тогда мало кому известное, интересуется вопросами тюремной реформы, пишет статью по поводу лекций по физике профессора Любимова.
В 50-60 гг. Одоевский становится активнейшим сторонником освобождения крестьян и других либеральных реформ, что, естественно, вызвало ярость в лагере крепостников, не ожидавших такого свободомыслия от князя Рюрикова рода. Когда крепостное право было отменено, писатель приветствовал освобождение крестьян и с тех пор каждый год отмечал 19 февраля как национальный праздник: «Этим днём заканчивается древняя история России и начинается новая».
Своими литературными успехами Одоевский в немалой мере был обязан постоянному творческому общению с Пушкиным, заметившим молодого писателя ещё в пору издания журнала «Московский вестник», и, затем привлёкшим его к сотрудничеству в «Современнике».
Одоевский уже в самых ранних рассказах заявляет о себе как о представителе философского романтизма, с характерной для него тенденцией к объединению философии с поэзией, стремлением к философскому содержанию и к философским формам в литературе. На своём литературном пути Одоевский менял писательскую манеру, но он никогда не изменял своей романтической вере. Его сатирические повести из светской жизни стоят в одном литературном ряду с другими его произведениями. Существует внутренняя преемственная связь не только между повестями 30-х гг. и ранними беллетристическими и философскими опытами Одоевского, но и между этими повестями и романом «Русские ночи».
«Русские ночи» – произведение уникальное по мысли, по характеру композиции, которому невозможно дать точного жанрового определения. Споры и сомнения вызывали у некоторых современников Одоевского не только название, но и особенности композиционного построения. Внешне оно носит фрагментарный характер, что и смущало критиков. Одоевский всегда проявлял влечение к фрагментарным формам в литературе. Его излюбленные жанры – обрывочные записи, афоризмы, «гномы».
«Обрывочность» романа не мешает ему быть цельным по внутренней своей структуре. Видимая фрагментарность произведения сочетается с глубоким, музыкальным единством всех его частей. Музыкальный принцип композиции предполагает не поступательное, а возвращающееся повествование. Ход повествования определяется не логикой событийного сюжета, а больше всего законами внутренних ассоциаций, вариационным повторением и усилением мотивов-идей, столкновением противоположных мотивов в пределах одной темы (что на языке музыки называется «контрапунктом»).
Подобный принцип и лежит в основе построения «Русских ночей». Идеи-мотивы возникают в романе, сталкиваются между собой, на время исчезают, заменяются другими, затем, по законам музыкальной логики, снова появляются в видоизменённой форме, в различных вариациях, в новых формальных и смысловых образованиях. Роман «Русские ночи» с точки зрения поэтически-музыкальной построен весь как бы на едином порыве – порыве одновременно эмоциональном и интеллектуальном.
Боясь крайностей, боясь завершённых точек над «и» Одоевский принципиально диалогичен и фрагментарен. Фрагмент Одоевского как бы воюет против деспотизма рамок, против лозунгов окончательных решений – и одновременно он доверчиво отдан читателю на досказывание, доосмысление.
«Русские ночи» потрясли многих читателей почти экзотической уникальностью обширных и глубоких познаний. Углубляясь в малоисследованные области науки и искусства, Одоевский непрерывно расширял круг своих исканий и интересов.
Насколько далеко смотрел Одоевский, свидетельствует его незавершённый научно-фантастический роман «4338-й год», где люди будущего освоили Луну, летают на управляемых электрических аэростатах, проносятся под землёй и морями в электровозах, выращивают урожай при свете искусственного электрического солнца и т.д.
Деятельность Владимира Одоевского была настолько многогранна, что и сам он не мог уследить за всеми её неожиданными изгибами и сетовал: «Как люди успевают рассказывать в автобиографии, что они делают? Моя деятельность дробится на тысячи лиц и действий, и некогда заметить её!»
Свою жизнь Одоевский с полным правом именовал чернорабочей. Ему пришлось, например, наблюдать за изготовлением сомовьего клея и проверять действие усовершенствованных кухонных очагов. Перу Одоевского принадлежат и первые законы об авторском праве. И это далеко не полный перечень профессий и занятий этого человека, обладавшего поистине уникальными познаниями и работоспособностью.
В одном из писем Владимира Одоевского к историку Михаилу Погодину есть очень точная характеристика собственной деятельности: «Во вкусах мы сходны, – ты любишь старое, и я люблю старое, только всегда обновляющееся, и следственно, нестареющее».
Поделиться ссылкой: